- МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. М. зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Однако М. предполагает образ "мира как целого", что достигается при возможности "возвышения" над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. Т. е. М. по сути своей метафизично. Позиция "над" миром и собой является собственно человеческой духовной позицией (М. Шелер). Достигается такая позиция благодаря другому базисному основанию - жизненному опыту человечества, аккумулированному в культуре.
Исходными мировоззренческими понятиями являются "мир" и "человек". Вопрос о их соотношении - основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - "мир" или "человек".
Если первичным оказывается "мир", то человек произведен от него, является его частью, его проявлением. При этом "мир" может отождествляться с "природой", "материей", "субстанцией" (духовной или материальной), "универсумом", "космосом" и т. п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие "человек", то мир определяется через человека, человеком (более того - индивидом) и оказывается соразмерным человеку ("миром человека"). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.).
М. представляет собой систему, которой присущи своя внутренняя структура и устойчивые элементы. Элементы М. - это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На основе этого концептуального миропонимания возникает оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в мире. Выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п. Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, познания, практического преобразования мира и себя. Именно идеалы соединяют идеи и жизнь, придают идеям деятельную энергию, "идеируют" жизнь (М. Шелер). М. предполагает выработку жизненной позиции человека - результата жизненного и духовного опыта человека, его проживания и переживания. Позиция человека выливается в систему личностных убеждений, образует внутреннее духовное ядро личности.
М. всегда личностно, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т. е. М. - высший уровень самосознания индивида.
В то же время М. индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями, ценностями, идеалами других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное, культурно-историческое образование. М. выражает "дух эпохи" (см. "Дух эпохи"), входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущением.
Помимо индивидуального М. можно вести речь о культурно-исторических и социо-культурных типах М.
Первым известным типом такого рода М. является мифологическое миропонимание, т. е. воплощенное в мифе.
Его главная особенность - синкретизм, проявляющийся в различных аспектах. Здесь само М. еще не отчленено от мировосприятия и мироощущения, выражается через чувственно-конкретные, наглядные, часто персонифицированные образы. Миф - сказ, но сказ, не отделенный от действительности и создающий тем самым сферу особой мифологической реальности, где слово, дело, вещь взаимозаменяемы. Его основа - не знание и не вера, а доверие, доверчивое сознание. Строясь в соответствии с логикой воображения (Я. Голосовкер), т. е. с логикой желания и свободы человека, мифологическое М. свободно соединяет в единой реальности космическое и земное, природное и общественное, родовое и индивидуальное, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, временное и вечное, чувственное и сверхчувственное. В нем - "все во всем" . Мифологическое М. имеет свои этапы развития, обусловленные изменением социальной жизни людей. Его распад связан с рационализацией мифа. Мифологическое М. явилось исходным для всех других типов М. Его проявления или апелляцию к мифу можно встретить и в поэзии, и в науке, и в религии, и в философии. Миф переродился в сказку, легенду, но не исчез и в своей первоначальной форме. Всюду, где сказ не отделен от действительности и где действует доверчивое сознание, возможно образование мифологической реальности и мифологического сознания.
Усложнение общественной жизни, формирование общественных структур, рационализация мифа привели к вычленению в самостоятельные сферы религиозного, художественного (поэтического, эстетического), научного, философского М.
Главный вопрос религиозного ?. - это вопрос о судьбе человека в мире. Здесь уже четко разделены мир земной и мир горний, чувственный и сверхчувственный, зримый и незримый. "Воздействие незримого - вот основная категория элементарной религиозной жизни", - утверждал В. Дильтей. Именно воздействие сверхчувственного, незримого определяет судьбу человека, его жизнь. Этот высший мир нельзя знать, рационально постигать. Его можно предчувствовать, верить в него, уповать на его милость. Религия - установление связи, единства чувственного человеческого мира со сверхчувственным (чаще всего - божественным) миром через веру, молитву, экстаз, откровение, мистическое чувство. Бог, духовные сущности, абсолют - сфера сакрального, святого, недоступного неподготовленному человеку. Святыни входят в обыденную, профанную сферу через благую весть, заповеди, откровения. При этом устанавливается духовное единство всего сущего, задаются идеалы, высшие ценности, моральные максимы бытия человека, преображаются душа и тело человека. Религия имеет множество форм и разновидностей. Атеизм не означает отсутствие религии.
Художественное (или поэтическое) М. опирается на чувственный мир земных вещей. При художественном восприятии вещь выделяется из ряда других вещей, из обыденного порядка бытия, приподнимается над ним. Т. е. художник переносит вещь из ограниченного, тленного, преходящего в сферу символического, доводит ее до идеального выражения жизни. Земное "вздымается" к горнему, а горнее нисходит к земному, и появляется та "складка" (М. Хайдеггер), где образуется художественная реальность - база художественного М.
Раскрывая индивидуальную неповторимость земной чувственной вещи, художник делает ее равновеликой миру, выражает мир через "этость", самость веши, персонифицирует ее. И тогда "море смеется", "листва шепчет", "звезда с звездою говорит". Мир сливается с человеком, с его желанием и грезой. Поэтхудожник, писатель - автор. X. Ортега-и-Гассет отмечал, что "автор" происходит от "auctor" - так в античности называли полководца, завоевывающего новые территории. Автор - творец, он через метафоры раздвигает смысловые горизонты жизни, создает "новую территорию" - художественную реальность. Автор выражает в своих произведениях свою индивидуальность, одновременно выражая индивидуальную неповторимость изображаемого. Он - демиург и одновременно "пророк", "вестник" (Д. Андреев). Включаясь же в художественную традицию, создавая художественный "текст", он превращается в "отголосок", сам попадает в распоряжение этого особого мира - художественной реальности.
"Избыточность" художественной реальности может обогащать человека, компенсировать недостаточность обыденности, расширять горизонт его М. Однако она же может "очаровывать", "соблазнять", подменяя собой жизнь, имитировать мир и человека, перечеркивать действительность, превращая ее в набор "симулякров". При этом человек уходит от жизни в символический мир, в игру, не осознает "серьезность жизни", уходит от обязательности и ответственности, разрушая наличное бытие и себя в нем.
Важнейшим типом М. является научное М., базирующееся на науке. В этом случае отношение мира и человека предполагает приоритет мира, или "действительности самой по себе". Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его фантазию, интересы, волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки - достижение истинного знания о действительности. Ее эмпирический базис - наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится вычеркнуть из результатов его научного поиска. Сущности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры "очищения" сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается.
Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное М. стало ядром формирования М. общества.
Научное М. выражается научным языком, который строго определен, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности. Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного М. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание, затем физическое, в последнее время заявил о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления.
На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (НКМ) - высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через ее фундаментальные проблемы и родовые принципы. НКМ выражает степень и форму постижения человеком (сообществом) мира. Именно через НКМ наука соотносится с другими типами М., выступая как культурный феномен.
Высшим типом М. является философия, изначально претендовавшая на целостный образ мира, на постижение "мира как целого". Метафизическая позиция находит в философии свое наиболее адекватное выражение и воплощение.
Философия, будучи "любовью к мудрости", изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем, и науке, хотя опиралась на них и использовала их. Зародившись, фактически, вместе с другими видами М., которые появлялись с распадом мифа, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. Дильтей полагал, что философия появляется тогда, "когда мировоззрение возвышается до связного рационального целого, когда оно научно оправдывается и заявляет притязание на общезначимость". Метафизика отвергала мнение и опиралась на логос, на рациональность, тем самым она совпадала с наукой, тяготела к научному М. Но философское М. может зарождаться, бытовать, используя любой другой тип М. Она связана с обыденным М., где бытует в виде максим житейской мудрости, пословиц, поговорок, притч, баек и т. п. От мифологического М. она заимствует стремление выразить "все во всем", использует миф наряду с логосом (философская мифология Платона и др.). От художественного М. она перенимает способность выражать всеобщее через конкретное, использует и символ, и метафору, да и самое художественную форму (философская эссеистика, философские идеи в поэзии, музыке, литературе, живописи). Как и религия, философия стремится выразить сферу сверхчувственного, установить всеобщие связи, усмотреть за видимым невидимый срез бытия. Философия не отказывается от веры, от откровения, но основывается она преимущественно на рациональном осмыслении и понимании мира и человека. Связь философии с наукой проявляется в стремлении к истине, в использовании рациональной аргументации, в построении особого категориального аппарата, в системности и др.
Но философия не сводится ни к одному из типов М. Ее проблемы принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское М. является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нем исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя.
Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Философия заставляет человека выбрать свою жизненную позицию - формирует убеждения людей. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества.
Поднимаясь к предельным вопросам бытия людей и бытия вообще, философия раздвигает эти пределы. Но чтобы не стать схоластикой, безжизненной абстрактной схемой, метафизика должна окунаться в гущу жизни, черпать в ней живительные силы, впитывать реальные жизненные проблемы и вновь подниматься на высоту всеобщности для их решения. Философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия - в сферу философского обобщения - и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов М.
Л. А. Мясникова
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.